Гала-концерт лауреатов «Бенуа де ла Данс» разных лет прошёл на сцене Большого театра

На два майских дня Москва становится балетной столицей мира. Церемония вручения приза «Бенуа де ла Данс»" собирает здесь лучших хореографов, танцовщиц и танцовщиков из разных стран. Сама процедура премии напоминает сюжет старинного балета, с роковой тайной в первом акте и народным празднеством в финале. Интрига, связанная с закрытым голосованием жюри, всегда разрешается счастливо — особенно для публики. Лауреатов «балетного Оскара» разных лет чествовали на сцене Большого театра.Рассказывают «Новости культуры».

На этом заключительном гала только звезды. Каждый из них собирает полные залы у себя в Нью-Йорке, Париже, Берлине, Праге. Практически у каждого есть заветная статуэтка «Бенуа де ла Данс». Раз в году они приезжают сюда. Москва — не только место встречи, которое изменить нельзя. В эти два дня здесь встречаются Восток-Запад.

«Со многими я уже знакома давно, и видеть их в чем-то новом всегда интересно, — говорит дипломант „Бенуа де ла Данс“ Евгения Образцова. — Интересно, как некоторые танцовщики превращаются в хореографов, начинают ставить».

Здесь сразу не разобрать, кто есть кто, так они похожи. Братья Бубеничек хоть и балетные близнецы — танцуют вместе редко. Отто в Гамбургском, Иржи в Дрезденском балете. Он не только первоклассный танцовщик, но и хореограф. Этот номер, его рук дело.

Выпускница Вагановки, Мария Яковлева, шесть лет в Венском балете. Говорит — классика снова в фаворе, и модерн уже не так страшен. Публика устала от новаторских экспериментов и хочет проверенного традицией настоящего танца.

«В этом и сложность, что сегодня надо стараться танцевать чистую классику. Конечно, изменилась техника: стали делать больше пируэтов, поднимать выше ноги, и это накладывает свой отпечаток. Но это влияние времени, а не танца модерн», — говорит танцовщица.

Владимир Малахов догмы подвергает сомнению: только на одной традиции далеко не уедешь, нужны новые имена. Каждый танцовщик мечтает встретить своего хореографа, считает художественный руководитель Берлинского балета.

«Я езжу и вижу, что происходит, и очень много новых молодых хореографов появляется, которые делают действительно интересные вещи, но за ними нужно охотиться, их нужно хватать и тащить их к себе, заключать с ними контракты и ставить эксперименты», — говорит Малахов.

Запад к новым танцевальным формам более демократичен, чем Восток. Но танцевальные границы размыты, и «Парк» Прельжокажа, о котором российские танцовщики и мечтать не могли, теперь идет не только в Парижской опере и Берлинском балете, но и в Мариинке. Постановка в стиле контемпорари, но Владимир Малахов и Надя Сайдакова танцовщики экстра-класса ни одного движения здесь не изменили.

«Я даже и не пытаюсь соревноваться в этом с французами, — говорит Надя Сайдакова. — Сегодня техника очень важна, но я с Запада приходит такая тенденция чистоты в танце».

Здесь не только балет, но и танго. Этот номер, на музыку Пьяцоллы от Аны Марии Штекельман, тоже дипломанта «Бенуа де ла Данс». После такого танца, прима Мариинки Екатерина Кондаурова не прочь поменять пуанты на каблуки.

«Когда я смотрю, как танцуют фламенко или аргентинское танго испанские танцовщики, хочется научиться двигаться так же, но я понимаю, что этому надо учиться по-другому, пройти другую школу. Какие-то элементы хочется взять в свой репертуар, но для этого нужно найти хореографа», — говорит Екатерина Кондаурова.

«Бенуа де ля Данс» фестиваль известный. 180 лауреатов из 30 стран получили «балетный Оскар». В следующем году, ХХ «Бенуа де ла Данс», организаторы надеются провести на исторической сцене Большого и собрать всех лауреатов прошлых лет.

Видео